Кто такой системный аналитик?

Меня зовут Валерия, я — ведущий системный аналитик в компании-финансовом маркетплейсе. Системным анализом и IT-консультированием я занимаюсь уже около 5 лет. За это время мне удалось прожить роль системного аналитика в разных типах компаний: интеграторе, банке, агрегаторе. И в каждой из компаний я концентрировалась на разных типах задач.

Помню, как на первом курсе факультета бизнес-информатики Вышей школы экономики на вопрос «Кем мы сможем работать после окончания ВУЗа?» наряду с разработчиками, PO и IT-консультантами нам отвечали «аналитиками». Сегодня, имея за плечами бакалавриат и магистратуру, а также пятилетний опыт работы в IT, на вопрос, кем я работаю, я уже никогда не скажу просто «аналитиком». Из всех возможных направлений анализа в IT я выбрала именно системный анализ, и сейчас я четко понимаю, чем системный аналитик отличается от всех остальных.

Очень важно сделать правильный выбор. Зачастую у людей нет представления, чем занимаются аналитики, поэтому, идя по карьерному пути, они вдруг осознают, что занимаются не тем.

Давайте разберемся, какие области нуждаются в анализе (аналитиков за рамками IT, таких как инвестиционные, аналитики продаж и т.д. не рассматриваем), и какие задачи выполняют аналитики различных направлений.

Бизнес-аналитик

Этот аналитик не связан непосредственно с информационными технологиями и совсем не обязательно должен разбираться в информационных системах, иметь навыки программирования и работы с данными. Это человек, который занимается анализом бизнес-процессов: их моделированием, документированием, реинженирингом и оптимизацией. Такой аналитик чаще и больше других контактирует с заказчиками и представителями от бизнеса — руководителями направлений и подразделений, владельцами процессов и фокус-группами от целевых пользователей процессов.

Бизнес-аналитик хорошо представляет, как работает бизнес и на каких именно процессах и операциях компания зарабатывает деньги. Он знает все «узкие места» в процессах и головные боли пользователей, поэтому его основными навыками являются умение выявлять и формализовывать требования, документировать текущие процессы, моделировать процессы AS-IS и TO-BE и составлять планы их внедрения. Он хорошо владеет нотациями моделирования, такими как BPMN, EPC, UML, и умеет презентовать свои результаты.

Продуктовый аналитик

Этот аналитик лучше всего понимает, как устроен продукт и с точки зрения конечного потребителя и с точки зрения его функциональности. Продуктовый аналитик знает, какие метрики продукта отслеживать и как на основании этих метрик определять точки роста. Он собирает и анализирует данные о поведении пользователей продукта и затем на основании полученных данных проводит сегментирование, формирует продуктовые гипотезы и проводит их проверки, пишет сценарии к A/B-тестированию.

Из хард-скиллов продуктовый аналитик обладает умением писать SQL-запросы и скрипты над базами данных на Python и R, интерпретировать и визуализировать результаты своих исследований. Также, он хорошо разбирается в инструментах web-аналитики и знаком с теорией вероятностей и математической статистикой.

Web/App-аналитик

Эта позиция очень схожа с продуктовым аналитиком. Для нее также требуется знание различных инструментов аналитики, таких как Яндекс.Метрика, Google Analytics, GTM, Mixpanel и т.п., а также умение создавать и настраивать события на сайте и в мобильном приложении.

В целом, данный аналитик выполняет более узко специализированные задачи, чем продуктовый аналитик, и, как правило, не занимается развитием продукта и поиском точек роста.

Аналитик баз данных

Аналитик баз данных имеет отличные знания о том, как и в каких структурах БД могут храниться данные. Он уверенно использует SQL в своей работе, может сам писать сложные хранимые процедуры и функции. В его зоне ответственности находятся мониторинг за целостностью и консистентностью данных, участие в проектировании баз данных и систем обработки данных, написание скриптов и оптимизация существующих запросов.

Зачастую, аналитик данных — это синоним понятия «BI-аналитик», что подразумевает также умение работать с DWH и витринами данных, стоить OLAP-кубы и вести отчетность в различных срезах.

Системный аналитик

В обязанности такого аналитика входит понимание функциональности систем, внутренних алгоритмов и логики взаимодействия модулей и сервисов. Системный аналитик участвует в проектировании новой функциональности, пишет техническую документацию и является связующим звеном между бизнес-аналитиком и разработчиком. Он отвечает за корректность архитектуры систем и приложений и проводит системный рефакторинг.

Этот аналитик, как и аналитик данных, хорошо понимает структуры хранения данных и знает принципы взаимодействия фронта и бэка. Большой пласт задач системного аналитика заключается в настройке интеграций, поэтому он может понятным языком объяснить, чем SOAP-сервис отличается от REST, когда лучше использовать API, когда — очереди, а когда — ETL-процедуры.

Выводы

Конечно, на практике чаще всего встречаются роли-гибриды. Например, аналитик данных может выполнять часть задач web-аналитика, а сотрудник с должностью «консультант по внедрению» может совмещать роли бизнес- и системного аналитика.

Однако, основной фокус деятельности в каждом из направлений вам уже понятен. В следующем цикле статей мы глубже погрузимся в зоны ответственности системного аналитика. Если вы решили найти свое призвание именно в системном анализе, оставайтесь с нами 😉

Валерия Новицкая

Магистр бизнес-информатики Высшей школы экономики (направление моделирования и оптимизации бизнес-процессов). Ведущий системный аналитик, эксперт по системным интеграциям.