Как работают сайты и зачем нужна digital-аналитика?

Что такое digital-аналитика?

Для начала давай определимся с тем, что же такое digital или веб-аналитика (эти термины тождественны и далее будут использоваться оба). Но чтобы понять термин, нужно выяснить как пользователи приходят к покупке.

Последовательность их действий можно разбить на несколько этапов:

  • Посещение — сначала они просто заходят к тебе в магазин, офис или на сайт;
  • Поведение — затем взаимодействуют с продавцом, менеджером или контентом на сайте;
  • Конверсия — и в конце концов совершают покупку.

Воронка продаж
До появления интернета и веба переход с одного этапа воронки продаж на другой было сложно отследить. В digital-среде на помощь приходит веб-аналитика, благодаря которой мы можем понять, какие действия привели к конверсии, и учесть это.

Теперь давай дадим определение:

Digital или веб-аналитика — это система измерения, сбора, анализа, визуализации и интерпретации информации о продвижении пользователя по воронке продаж с целью ее улучшения и оптимизации.

Что такое веб и причем тут аналитика?

Ранее мы разобрались с тем, что такое digital или веб-аналитика. Теперь давай определимся со средой в которой работает наш веб-аналитик, а именно интернетом и вебом. Это необходимо для более глубокого понимания того, как функционируют сайты которые нам с тобой придется анализировать.

Мы не случайно разделили эти два понятия «интернет» и «веб», так как они не тождественны. Интернет является основой веба, технической инфраструктурой, благодаря которой и существует глобальная сеть.

По своей сути, интернет — очень большая сеть компьютеров, построенная на базе стека протоколов TCP/IP (сетевая модель передачи данных), которая позволяет соединить их воедино и убедиться, что даже при серьезных сбоях, они все равно найдут способ связаться друг с другом.

А веб — это сервис, построенный на основе этой инфраструктуры. Стоит отметить, что кроме веба есть и другие сервисы построенные на базе интернета. Например, электронная почта.

Так как же работает веб?

Компьютеры, подключенные к сети называются клиентами и серверами. Упрощенная схема того, как они взаимодействуют, может выглядеть следующим образом:

Схема взаимодействия клиент - сервер

  1. Клиенты являются обычными пользователями, подключенными к интернету посредством компьютера или телефона и специальной программы установленной на этих устройствах (браузер).
  2. Серверы — это компьютеры, которые хранят на своих жестких дисках файлы веб-сайтов или приложений и когда устройство клиента пытается получить доступ к какой-либо веб-странице (документу), ее копия загружается с сервера на клиентский компьютер для отображения в браузере пользователя.

Но помимо клиента и сервера, существует несколько других компонентов, без которых функционирование веба было бы невозможно.

А сейчас давай на простом примере разберем как работают все компоненты веба. Представим, что ты проголодался и решил заказать пиццу с доставкой на дом. В данном контексте пиццерия является сервером, а твой дом клиентом.

Помимо клиента и сервера, мы также должны уделить внимание:

  1. Интернет-подключению, которое позволяет отправлять и принимать данные по сети. Оно подобно телефону, по которому ты связался с пиццерией и сделал заказ.
  2. TCP/IP (протокол управления передачей и интернет протокол) являются коммуникационными протоколами, которые определяют, каким образом данные должны передаваться по сети. В нашем примере — это служба доставки, которая заберет пиццу из пиццерии и привезет ее к тебе домой.
  3. DNS или система доменных имён напоминает записную книжку для веб-сайтов. Когда ты вводишь веб-адрес в своем браузере, браузер обращается к DNS, чтобы найти реальный адрес сайта, прежде чем он сможет его получить. Это похоже на поиск твоего адреса курьером, чтобы доставить заказ в нужное место.
  4. HTTP или протокол передачи гипертекста — это система правил, которая определяет язык для клиентов и серверов, чтобы общаться друг с другом. Протокол эквивалентен языку на котором был сделан заказ.
  5. Файлы компонентов — сайт состоит из нескольких различных файлов, которые подобны ингредиентам составляющим пиццу. Эти файлы нескольких типов:
  • HTML — это стандартизированный язык разметки документов во всемирной паутине;
  • CSS (каскадные таблицы стилей) — язык описания внешнего вида документа;
  • JavaScript — язык программирования необходимый для придания интерактивности веб-страницам;
  • Материалы — это собирательное название для всех прочих файлов, из которых состоит сайт, например изображения, файлы mp3, видео, документы Word или PDF.

Что же на самом деле происходит?

Когда ты вводишь веб-адрес в свой браузер и нажимаешь Enter:

  1. Браузер обращается к DNS-серверу и находит реальный адрес сервера, где лежат файлы сайта.
  2. Далее он посылает HTTP-запрос к серверу, прося его отправить копию веб-страницы для клиента и если сервер существует и принимает соединение, браузер отправляет что-то вроде:
    GET /zakaz.html HTTP/1.1
    Host: pizzy.net
    User-Agent: Название браузера

    Это сообщение и все остальные данные, передаваемые между клиентом и сервером, передаются по интернет-соединению с использованием протокола TCP/IP.
  3. Если запрос клиента корректен, то сервер отвечает по тому же соединению:
    HTTP/1.1 200 OK
    Content-Length: 65585
    Content-Type: text/html
    Last-Modified: Wed, 09 Apr 2014 10:48:09 GMT
    <!doctype html>
    … остаток документа

    И браузер берет ту часть, что идёт за ответом после пустой строки и показывает её в виде HTML-документа тебе.

Что такое аналитический счетчик и как он работает?

Ранее мы разобрались с тем что такое веб-аналитика и кто такой веб-аналитик, узнали отличие интернета от веба, а также поняли как работают современные сайты.

Теперь давай разберемся с инструментом, который позволяет веб-аналитику организовать сбор данных о посещаемости сайтов и пользовательских взаимодействиях с ним.

Таким инструментом являются счетчики посещаемости, которые бывают следующих типов:

  1. Анализаторы серверных логов — это самый точный способ, который заключается в использовании так называемой серверной статистики посещаемости, то есть анализе записей из журнала сервера. Журнал сервера или логи — это файлы содержащие системную информацию о работе сервера, в которых фиксируются все обращения пользователя (клиента) к серверу.
    Однако этот способ предоставляет достаточно скудный набор информации и для серьезной пользовательской аналитики не подходит.
  2. JavaScript-счетчики или клиентские системы статистики — это небольшой JS-код, устанавливаемый на все без исключения страницы сайта, который одновременно с загрузкой страницы твоего сайта подгружает с сервера владельца аналитической системы картинку информера и скрипт. А уже этот самый внешний сервер просто считает количество загрузок информера и получает дополнительную информацию, благодаря скрипту загруженному в браузер клиента вместе с сайтом.
    На данный момент JavaScript-счетчики являются основным видом счетчиков и далее в своей работе мы будем использовать два наиболее известных из них — Google Analytics и Яндекс Метрику.

Тест

Кто такой веб-аналитик?

Как называется стандартизированный язык разметки документов во всемирной паутине?

Какими бывают счетчики посещаемости?

Веб - это...

Что такое JavaScript?