Популярные системы веб-аналитики

Популярные системы веб-аналитики

Теперь мы переходим непосредственно к основным инструментам веб-аналитика — Google Analytics и Яндекс.Метрике. На изучение интерфейса Google Analytics у новичков уходит гораздо больше времени, чем на Яндекс.Метрику. Поэтому, каждый выбирает систему под свои потребности и удобству.

Google Analytics

Google Analytics позволяет собирать и анализировать данные различных цифровых устройств. Благодаря этому, например, можно определить откуда пользователи приходят на сайт или мобильное приложение и как они с ними взаимодействуют (оценить поведение пользователей). Саму систему аналитики можно разделить на блоки, которые выполняют следующие функции:

  • Сбор данных;
  • Блок, позволяющий сделать настройки;
  • Блок обработки данных;
  • Вывод отчетов в максимально наглядном виде.

Вкратце, какие данные помогает собирать Google Analytics:

  • Показатели посещаемости;
  • Характеристики аудитории;
  • Источники трафика;
  • Популярность контента и разделов сайта;
  • Эффективность продаж.

Яндекс.Метрика

Функционал Яндекс.Метрики в большинстве своем повторяет функционал Google Analytics, но, пожалуй, главное отличие — это возможность подглядывать за пользователями с помощью Вебвизора. Он записывает действия реальных посетителей на сайте.

Например, можно выбрать сегмент пользователей, которые долго ходят по сайту, но не совершают покупок. После просмотра Вебвизора окажется, что они просто не могут найти кнопку «Купить» и сайт требует доработок.

Какую систему использовать?

Чтобы увидеть полную картину бизнеса и получать как можно больше данных, лучше использовать несколько систем аналитики, так как они дополняют друг друга.

Когда будешь изучать отчеты, не паникуй из-за разницы показателей, у систем веб-аналитики разные подходы к сбору. Как ты уже догадался, возможности Google Analytics и Яндекс.Метрики невозможно описать в одном маленьком уроке, поэтому мы и будем знакомиться с ними подробнее по ходу нашего курса.

Как же собираются данные?

Системы веб-аналитики собирают данные о пользователях анонимно, то есть ты не будешь знать, что именно это посещение связано с Машей Ивановой из соседнего дома 🙂 В данном случае пользователи предстанут перед нами в виде cookie-файлов (Client ID), которые прописываются при первом посещении.

Ранее мы уже познакомились с тем, что из себя представляют аналитические счетчики и выяснили, что это JS-код, который устанавливается на сайт в начале работы, чтобы собирать и отправлять данные при каждом обновлении страницы.

Итак, пользователь открывает страницу сайта и автоматически вызывается код счетчика аналитической системы. В результате, информация о всех действиях пользователя, в том числе информация о заголовках и URL просмотренных страниц собираются в пакет (hit). Этот пакет отправляется на сервер системы для выполнения следующего шага — обработки данных.

Также, можно настроить обработку данных вручную, например, включить или исключить статистику по какой-то стране или выделенному IP. Но не забывай, что обработанные данные изменить уже нельзя. После обработки данные появляются в отчетах систем аналитики.

Модель сбора данных учитывает три вещи:

  • Пользователей;
  • Сеансы;
  • Взаимодействия.

Действия одного пользователя (хиты) объединяются в сеанс. Он начинается, когда пользователь посещает страницу, где есть код. Сеанс заканчивается после 30 минут бездействия пользователя. Если пользователь возвращается на сайт снова через какое-то время — начинается новый сеанс. Также, сеанс прерывается в полночь и при смене рекламной кампании или канала трафика.

Вот пример таких ситуаций:

  1. Ты читаешь этот курс, по меркам систем аналитики сеанс начался. Но ты проголодался и, не закрывая вкладку браузера, идешь на кухню приготовить себе ужин, на часах 19:00. Вкусно покушав, ты возвращаешься за компьютер в 19:35 и счетчик аналитики уже регистрирует новый сеанс.
  2. Увлеченный прохождением курса, ты смотришь на время, а уже 00:05 ночи. Это значит 5 минут назад начался новый сеанс.
  3. Ты зашел на сайт курса, кликнув по ссылке в объявлении контекстной рекламы. Твой сеанс зарегистрировался, но ты случайно закрыл страницу и, чтобы вернуться, нажал на другое объявление, которое привело тебя обратно на сайт — зарегистрируется второй сеанс.

Основные параметры и показатели

Как уже говорилось ранее, в курсе мы будем делать упор на Google Analytics, как наиболее совершенную систему аналитики. Почти все отчеты Google Analytics содержат такие таблички с разным набором параметров и показателей.

Параметры и показатели

Так вот, параметры описывают характеристики объекта, например, возраст пользователя, страну, источник трафика благодаря которому он попал на сайт, а показатели — это количественное измерение этих параметров, например, сколько сеансов было совершено, сколько транзакций было на сайте и т.д.

Показатели

Понятие сеанса (показатель) мы уже рассмотрели, давай разберем другие показатели, с которыми тебе предстоит встретиться:

  • Пользователи — количество уникальных пользователей (Client ID) посетивших сайт;
  • Число показов — количество показов твоих объявлений в какой-либо рекламной сети;
  • Число кликов — это число переходов на сайт по объявлению из рекламной сети;
  • Стоимость — сумма, выплаченная за клики по твоим объявлениям в рекламной сети;
  • Входы — это количество посещений сайта, которые начались с указанной страницы;
  • Просмотры страниц — это посещения одной страницы. Нельзя их путать с сеансом;
    Структура сеанса
  • Уникальные просмотры страниц — это количество посещений, во время которых хотя бы раз были просмотрены указанные страницы. На картинке выше у страницы 2 — два просмотра страницы и один уникальный;
  • Процент выходов — это процент просмотров определенной страницы, которые оказались последними в сеансе;
  • Показатель отказов — это число сеансов, в ходе которых пользователи просмотрели только одну страницу (страницу входа), разделенное на общее количество сеансов, начавшихся с просмотра этой страницы;

    Показатель отказов

  • Сред. длительность сеанса — определяется путем деления суммарной длительности пребывания пользователей на сайте на количество сеансов.

Параметры

Указанные выше показатели, можно изучать в разрезе наиболее часто использующихся параметров:

  • Источник — последний ресурс, который посетил пользователь, прежде чем перейти к твоему веб-сайту, например поисковая система yandex.ru или сайт gosuslugi.ru;
  • Канал — это тип источника, например обычный поиск (organic), контекстная реклама (cpc) или переход с веб-сайта (referral);
  • Источник/канал — включает информацию об источнике и канале трафика одновременно, например yandex / organic, gosuslugi. ru / referral;
  • Кампания — название твоей маркетинговой кампании, направляющей пользователей на сайт;
  • Ключевое слово — ключевые слова, по которым выполняли поиск пользователи, перешедшие на сайт;
  • Страница входа — первая страница, на которую попал пользователь перейдя на сайт;
  • Страница — посещенные страницы;
  • Город — города, из которых заходили посетители сайта. Эти данные определяются по IP-адресу;
  • Пол — пол пользователя. Данные о социально-демографических характеристиках Google Analytics получает из всевозможных источников, например файлов cookie, аккаунтов залогиненных в Google пользователей и тд.;
  • Возраст — возрастные группы, к которым относятся пользователи;
  • Тип устройства — настольный компьютер, планшет или мобильное устройство.

Что такое цели и события?

Цели и события в Google Analytics позволяют отслеживать любое взаимодействие пользователя с сайтом, статистика по которому потом попадает в отчеты. В Яндекс. Метрике ты сможешь воспользоваться только целями.

Цели

Цели — это идентификатор эффективности сайта. Целью может стать любая интересующая тебя конверсия и настраивается она в интерфейсе системы веб-аналитики.

В Google Analytics ты можешь отслеживать:

Целевая страница Загрузка определенной страницы сайта или экрана приложения. Например, страница «Спасибо за покупку!»
Продолжительность Сеансы с заданной длительностью. Не менее 3 минут в каталоге.
Страниц/экранов за посещение Просмотр определенного числа страниц или экранов. Загрузка 5 страниц или экранов.
Событие Выполнено определенное действие. Подписка на рассылку, клик на баннер.

В Яндекс. Метрике:

Количество просмотров Просмотр определенного числа страниц сайта. Просмотр 5 страниц сайта.
Посещение страниц Просмотр заданных страниц сайта. Посещение карточки товара.
JavaScript-событие Информация о достижении цели передается с помощью JavaScript. Нажатие на кнопку «Отправить заявку»
Составная цель Сочетает в себе перечисленные выше типы целей. Посещение карточки товара, корзины и страницы «Спасибо за покупку».

События

При помощи событий обычно отслеживают пользовательские взаимодействия с контентом сайта. Загрузки каких-либо документов, клики по баннерам, отправка заявок через формы, воспроизведение видео — все эти действия можно отслеживать в качестве событий.

Событие имеет следующую структуру:

  • Категория (Category) — схожие типы событий на сайте объединяются в категории;
  • Действие (Action) — используется для обозначения отслеживаемого события или взаимодействия, связанного с элементом сайта;
  • Ярлык (Label) — ярлыки позволяют предоставить дополнительную информацию для отслеживаемых событий;
  • Значение или ценность (Value) — в отличие от остальных компонентов события, значения — это не строки, а целые числа.

Все названия компонентов события и ценность ты задаешь сам при его настройке, но об этом в следующем модуле.

Электронная торговля

Есть особая разновидность сайтов — интернет-магазины. Им, как и их оффлайн собратьям, также необходимо отслеживать оплату товаров (транзакции) и прочие данные, которые касаются продаж.

Одно из важных свойств Google Analytics — возможность настроить модуль электронной торговли. Такая настройка поможет собирать данные не только о транзакциях, но и о средней стоимости заказов, коэффициенте транзакций, времени до покупки и многом другом.

Существует два основных способа реализации отслеживания электронной торговли:

  1. Стандартная электронная торговля;
  2. Расширенная электронной торговля.

Расширенная электронная торговля (РЭТ) позволяет получить больше информации, чем стандартная. При ее настройке в отчетах будут доступны данные о том, какие товары просматривали пользователи, какие добавляли в корзину, есть возможность отследить этапы оформления покупки.

Давай немного познакомимся с данными, которые могут передаваться при транзакции:

  • Идентификатор транзакции — уникальный номер заказа;
  • Партнер — магазин или филиал, в котором была совершена транзакция;
  • Доход — ценность транзакции;
  • Доставка — стоимость доставки;
  • Налог — сумма налогов.

Данные, которые передаются для товара присутствующего в транзакции (заказе):

  • Идентификатор транзакции — уникальный номер заказа в который входит данный товар;
  • Название товара — название может быть абсолютно любым, например «Мужские стринги розового цвета XXXL»;
  • Код товара — чаще всего используется артикул;
  • Категория — категория, к которой относится товар, например «Стринги»;
  • Цена — цена за единицу товара;
  • Количество — количество единиц приобретаемого товара.

В данном курсе мы не будем настраивать модуль электронной торговли, так как это High Level, однако знать о его существовании ты должен.

Тест

Что можно отнести к показателям?

Что можно отнести к параметрам?

Процентное соотношение количества посетителей, покинувших сайт прямо со страницы входа или просмотревших не более одной страницы сайта?

В каком компоненте события значением является число?

Какой тип цели лучше использовать для отслеживания определенного действия?