Когортный анализ. Retention rate

Прежде, чем приступать к разбору когортного анализа, давай разберем, что такое когорта.

Когорта — это группа лиц, объединенных общим признаком и датой совершения действия.

Соответственно, метод исследования этих когорт называют когортным анализом. Когортный анализ позволяет отследить возвращаемость пользователей по какому-либо временному признаку (дата первого посещения сайта, дата первой транзакции или любого другого события).

Постановка задачи

Давай, сразу попробуем приступить к практике. Будем использовать выгрузку по заявкам с сайта. Мы знаем, что иногда пользователи возвращаются и оставляют заявки снова спустя некоторое время. Основная задача — понять, сколько пользователей повторно оформили заявки через месяц, два и более после оформления первой.

Что для этого нужно

  • Дата оформления заявок
  • Дата первой оформленной заявки
  • Уникальный номер пользователя (в данном случае это номер телефона или e-mail)
  • Столбец с единицами (засчитывается факт отправленной заявки, который будет суммироваться для отображения результата)

Реализация

Итак, раз мы будем смотреть возвращаемость по месяцам, нам понадобится довольно большой период, возьмем 12 месяцев. Вот, что из себя представляет табличка с данными:

Данные для когортного анализа

Система, из которой была сделана выгрузка заявок, не предоставляет данные по дате первой, поэтому, чтобы найти эту дату, в столбце «B» можно использовать следующую формулу:

=МИН(ЕСЛИ($C$2:$C$66665=C2;$A$2:$A$66665))

Данные для когортного анализа

Функция ЕСЛИ проверяет каждую ячейку массива из столбца Field phone на предмет равенства текущему телефону (Field phone). Если это так, то выдается соответствующее ему значение из столбца Date. В противном случае — логическое значение «ЛОЖЬ» («FALSE»).

Таким образом внешняя функция МИН выбирает минимальное не из всех дат, а только из тех, где был использован текущий телефон, т.к. «ЛОЖЬ» функцией МИН игнорируется.

Не забудь поставить курсор в формулу и нажать Ctrl+Shift+Enter вместо Enter! Это сочетание клавиш обозначит формулу, как формулу массива. Далее, ячейку можно растянуть по всем ячейкам вниз.

Составление сводной таблицы

Сводные таблицы используются для автоматической сортировки, суммирования, нахождения средних и других операций. Она как раз нам и поможет красиво отобразить возвращаемость пользователей.
Для этого выделяем диапазон нашей таблицы и идем на вкладку «Вставка > Сводная таблица».

Раскидываем поля таким образом:

Сводная таблица

Поля Годы и Месяцы собрались автоматически.

После небольших разукрашиваний и доработок получаем итоговый вид:

Когортный анализ

Справа можно отразить долю повторных заявок от всех заявок, которые были оформлены в соответствующем месяце.

Как читать отчет?

Очень просто. Смотрим по столбцу Первая заявка. Выбираем, например, апрель. В апреле 1432 пользователя первый раз оформили заявку, 19 из них вернулось и повторно оформило заявку в мае, 7 из них повторно в октябре и так далее.

В целом, когортный анализ поможет оценить, какие из решений в прошлом смогли повлиять на повышение конверсии, будь то подключение нового канала трафика или улучшение юзабилити сайта.

Домашнее задание

Попробуй провести анализ когорт описанный в уроке на данных своего сайта.